В 1919 году в США вышла книга американского журналиста Джона Рида, находящегося в Дни Октября в Петрограде и имевшего доступ ко многим событиям Октябрьской революции. Книгу «10 дней, которые потрясли мир» открывало предисловие В.И.Ленина, с интересом прочитавшего её и отмечающего правдивость автора в изложении событий Октября.
В 1923 г. эта книга вышла и в Советском Союзе, уже с предисловием и Н.К.Крупской.
Джон Рид пишет об обстановке накануне революции в разных слоях Питера и России в целом: недовольстве царской властью населения, борьбе политических партий, свержении царя и Временном правительстве.
Основное содержание книги – документальное свидетельство подготовки и организации Октябрьской революции. Рид приводит факты неповиновения военных Временному правительству и переход их или на сторону восставших, или сохраняющих нейтралитет:
«С 4 часов ночи до утра Керенский оставался в Петрограде, в помещении главного штаба, откуда рассылал приказы по казачьим частям и юнкерским училищам,, … Все эти части отвечали, что выступить не могут
Комендант города полковник Полковников метался между штабом и Зимним дворцом, очевидно не имея никакого плана» (здесь и далее цитаты по изданию книги 1958 г.).
Не выполняется приказ Керенского развести мосты на Неве. Разведенный было Николаевский мост вскоре снова был наведен.
Офицеру, назначенному по приказу Керенского захватить типографию «Рабочего Пути», вместо обещанного взвода солдат не дали ни одного.
Попытка отбить у большевиков уже взятые ими почтамт и телеграф прекратилась после нескольких выстрелов заявлением отряда, что он «не желает более противиться Советам».
Говоря о том, что Зимний дворец был взят рабочими и солдатами без боя и насилия, Джон рассказывает о так называемом грабеже Зимнего восставшими:
«Я не намерен утверждать, что никакого грабежа в Зимнем дворце не было. Однако следует сказать, что очень много вещей было украдено из него не только после, но и до взятия». Автор пишет далее, что большая часть ценных предметов была вывезена из Зимнего дворца в Москву еще в сентябре, и он видел их сам в подвале Большого Кремлевского дворца в целости и сохранности. Из Зимнего, царского дворца, крали поэтому столовое серебро, фарфоровые вазы, постельные принадлежности и часы – всего на сумму около 50 тысяч рублей.
Д.Рид пишет и о том, как была организована Советами работа по поиску похищенных из Зимнего вещей. Удалось вернуть половину украденного, причем многое нашлось в багаже уезжающих из России иностранцев.
Подробно автор описал и прокатившиеся по Питеру винные погромы: организованные противниками Советов нападения солдат и горожан на винные склады привели к пьяным выступлениям и вынудили Совет Народных Комиссаров жестко подавить погромы и уничтожить многие винные склады.
Словно в ответ на появившиеся вскоре слухи о больших разрушениях при штурме московского Кремля, Рид описывает то, что он увидел там.
«В Кремле я был лично непосредственно после его бомбардировки и сам осматривал все повреждения. Малый Николаевский дворец – здание, не имеющее особой ценности, … был обстрелян артиллерийским огнем и, действительно, очень сильно пострадал. …
В Успенском соборе пробита брешь в одном из куполов, но снаряд повредил лишь несколько квадратных футов мозаики, покрывающей потолок. Значительно повреждены снарядами фрески на портале Благовещенского собора. Другим снарядом отбит угол колокольни Ивана Великого. В Чудов монастырь попало до 30 снарядов, но только один из них пролетел через окно внутрь помещения …
Испорчены часы на Спасской башне. Троицкие ворота повреждены обстрелом, но их легко ремонтировать. Церковь Василия Блаженного осталась нетронутой, … как и Большой Кремлевский дворец,… и Грановитая палата … В эти места никто даже не входил» (привожу с небольшими несущественными сокращениями, Egor).
Рассказывая о революционных днях и первых решениях Советов, Джон Рид приводит множество прокламаций, Декретов, Решений, приказов и других, сейчас исторических, документов.
|